Культура Кореи

Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Объединенная Силла

На архитектуру Объединенной Силла большое влияние оказало китайское зод- чество. Дворцы и храмы этого времени в Китае не уцелели, но на фресках Дуньхуаня уже можно видеть высокие выгнутые крыши. Происхождение этой специфически дальневосточной формы крыши не выяснено, но предполагают, что она восходит к бамбуковым крышам, со временем дающим прогиб. В эпоху династии Тан складывается тип кирпично-камен-ных пагод, монументальных и величавых. Вертикальное построение пагод смягчается горизонтальными карнизами. Пагоды обычно многоярусные: иногда ярусы равномерно уменьшаются с высотой, иногда резко делятся на две группы, внутри которых размеры ярусов примерно равны. Трехэтажная пагода храма Хваомса, украшенная изображением львов, — характерный памятник корейской архитектуры IX в., равного которому нет среди сооружений того времени ни в Японии, ни в Китае. Большие каменные мосты «Голубого облака» («Чхонун») и «Белого облака» («Пэкун») в храме Пусокса — известны своими размерами, прекрасными формами. Деревянные сооружения той эпохи не сохранились даже в изображениях на фресках. Общее представление о деревянном строительстве Сияла можно получать лишь на основании изучения отдельных строительных элементов каменных сооружений, явно перенесенных с деревянных, и черепицы. Деревянные сооружения строились на каменном фундаменте. Деревянные колонны стояли на художественно оформленных базах, круглой или квадратной формы. Крыша черепичная, а концы двойных стропил украшались особенными сложными черепицами — с антефиксами (отгибами). Оба конца края крыши украшались глиняными изображениями птичьих хвостов. Старейший деревянный буддийский храм в Корее, о котором мы имеем хоть какие-то представления, — это «Храм царства Будды» (Пулгукса). Он был построен в 751 г., сгорел в 1592 г. и позднее был восстановлен. Древний облик сохранился лишь в каменных сооружениях. Площадь, занимаемая ансамблем, сократилась по сравнению с грандиозными территориями застройки предшествующего периода. Пулгукса занимает участок в 7 тыс. кв. м, т. е. в 2 раза меньше, чем храм Хваннёнса. Эта тенденция к уменьшению площади застройки относится и к другим храмам того периода. Ансамбль был сооружен на склоне горы Тхохамсан и насчитывал около 17 отдельных зданий. Сюда относились входные ворота, главный зал, две пагоды и фонарь между ними, стоящие треугольником между воротами и главным залом, далее находился главный храм, за которым располагались в ряд два меньших храма с фонарями между ними. Планировка главной части ансамбля очень строга и выдержана в китайском духе. Расстояние между воротами, главным залом, главным храмом и храмами, находящимися на одной линии, одинаково. Каждое последующее сооружение шире предыдущего в 1,5—2,0 раза. Последние два маленьких храма образуют как бы основание треугольника, вершиной которого являются ворота с лестницей. Такая планировка создавала впечатление все расширяющегося царства Будды. Для оживления пространства введены пагоды и фонари. Рядом с основной частью ансамбля находились пристройки. Через боковые ворота, минуя два общежития для священников, можно было попасть в молельню. Простая и строгая планировка храма напоминает скорее дворцовые, нежели религиозные строения. Главным сооружением ансамбля является храм Тэунчжон. В центре окруженного колоннадой двора-террасы стоит одноэтажное деревянное здание на высоком каменном цоколе, завершенное черепичной кровлей, поддерживаемой системой кронштейнов (ту-гонов). Через двор к зданиям, соединенным крытыми галереями, ведут торжественные пропилеи симметричной композиции с проходным портиком. К пропилеям примыкали две двухмаршевые каменные лестницы. Пагоды этого ансамбля, расположенные около центрального здания, невелики по размерам, но поражают богатством орнамента. Каменная пагода Таботхап невелика. Со всех четырех сторон в пагоду ведут крутые лестницы. В небольшом открытом зале находится фигура сидящего будды. Этот зал увенчан массивной крышей, над которой возвышается некрупная трехъярусная конструкция с верандами. Все сооружение завершается новой крышей со шпилем. Чрезвычайно интересна форма колонн на ярусах — в виде коленчатого бамбука, явное подражание неизвестным нам бамбуковым подпоркам. Пагода Таботхап — вершина пагодного зодчества Объединенной Силла — считается образцом для всех пагод Кореи. Несмотря на то что пагода Таботхап построена из гранита, кажется, что она деревянная, резная. Пропорции конструкций, основанные на строгом математическом расчете, многообразны. Трехъярусная пагода Соккатхап отличается строгой пропорциональностью. Это гранитное сооружение все как бы составлено из высоких призматических цоколей и кубических глухих ярусов. Монотонность уничтожается тремя карнизами в виде отступающей лестницы. Нет никаких украшений (колонн, балюстрад, скульптур или орнамента). Пагода Соккатхап благодаря точности пропорций обладает выдержанностью конструкции, простотой линий. Симметричность композиции, пропорциональность в сочетании с ландшафтом, искусное расположение лестниц говорят о большом таланте корейских зодчих, строителей ансамбля Пулгукса. В период Объединенной Силла архитекторы соблюдали китайский принцип симметричного расположения частей буддийских ансамблей и создали оригинальную форму ступ. Единственным в своем роде своеобразным памятником этой эпохи является пещерный храм Соккурам, расположенный в толще горы Тхохамсан, с художественно обработанными большими гранитными блоками, с тонким пониманием свойств материала (752). Пещерные храмы характерны для Индии и Китая, где для их сооружения были подходящие природные условия. Каменные пещерные храмы Юньган, Луньмэн и другие, несомненно, поражали воображение корейских паломников. Кроме того, представлялось заманчивым воспроизвести подземное царство Будды в форме пещерного храма, восходящей к пещере отшельника. И хотя природные условия Кореи мало подходили для таких построек, это не остановило строителей. Храм воздвигнут на склоне горы фасадом на Японское море. В нем ландшафт горы Тхохамсан органически сочетается с конструкцией храма, сложенного из гранитных плит в пещере, затем засыпанной землей. Круглый год в течение дня в пещеру проникают солнечные лучи. Превосходна система вентиляции. Через короткий коридор молящиеся попадали в вестибюль или притвор храма (11 х 21 м), а оттуда через небольшой переход в зал-ротонду (23,6 х 21,7 м). Купол храма сферический, так как считалось, что небо имеет сферическую форму, а земля — квадратную. Посредине купола вделан круглый камень — символ буддийского колеса. В круглом зале, со стенами, покрытыми барельефами, с мощным гранитным куполом, выдерживающим нагрузку холма, находится гигантская статуя будды — шедевр корейской пластики. Храм Соккурам — пример единства архитектуры и скульптуры. Косвенное влияние на архитектуру храма оказали подземные камеры Когурё. По мере распространения буддийской погребальной обрядности, с VII в. корейские погребения меняют свой облик. Огромная земляная насыпь над захоронениями знати исчезает или уменьшается. Она приобретает аккуратный вид, огораживается особой каменной оградой и окружается всеми двенадцатью фигурами зодиака (у королевских могил). Перед могилой делается каменное ложе, справа и слева от него ставятся колонны, изваяния воинов, чиновников. Такой вид имеют захоронения королей Сондоквана (737), Хындоквана (836). Примерно в это же время в Корее появляются каменные фонари, ступы — архитектурно-декоративные сооружения, занимающие промежуточное положение между архитектурой и скульптурой. Фонари ставились перед храмами и монастырями, пагодами и памятниками, мавзолеями. Помимо своего прямого назначения -освещать (и в переносном смысле — огнем веры), они иногда служили своеобразным жертвенником для приношений в честь покойного. Если пагоды Силла еще сохраняли строгую простоту, то фонари с самого начала носили декоративный характер. Каменные фонари состояли из пяти частей: базы, колонны, капители, самого фонаря и навершия. У древнейшего фонаря из Пулкук-са круглые колонна и тело фонаря, база и капитель, едва тронутые узором лотоса, навершие простое. Но так называемый «Львиный фонарь» из храма Пончуса (IX в.) значительно роскошнее. Колонна оформлена в виде двух львов, соприкасающихся спинами, тело фонаря восьмигранное, крыша тоже восьмигранная со слегка загнутыми вверх краями. Ступы — это вместилище праха высших буддийских священников. По внешнему виду они очень напоминают фонари и струк-гурно делятся на те же части, только тело самого «фонаря» у них монолитное, так как пепел замуровывался в нем наглухо. Примером может служить ступа Хвасантхап («Ступа лотоса») храма Хын-Зопса (844). На восьмиугольном постаменте стоит восмиугольное ке тело вместилища, увенчанное изящной крышей. Грани постаментов и вместилища украшены резными растительными узорами и изображениями буддийских божеств. Оригинально сочетание восьмигранников постаментов и вместилища с круглой формой лотоса-пьедестала. К той же категории обычно относят первую из серии львиных пагод — «Львиную пагоду» храма Хваомса (VIII— IX вв.). Это семиметровое сооружение по внешнему виду напоминает пагоду. Оно состоит из трех кубических ярусов с карнизами и навершием, которые покоятся на плите, установленной на головах четырех львов, в свою очередь, стоящих на постаменте. Постамент и ярусы покрыты резьбой, изображающей различные сценки и, в частности, имитирующие двери. Отсутствие реальных дверей и малые размеры пагоды послужили основанием для причисления ее к категории ступ. Дворцовые сооружения Объединенной Силла не уцелели. С трудом удается отождествить некоторые развалины с постройками, упоминаемыми в письменных источниках. Так, в 674—679 гг. в районе г. Кёнчжу был построен дворец (Имхэчжон) и выкопан пруд. Пруд находился в парке, где водились диковинные звери и растения. В парке же располагался дворец, окружность которого достигала 660 м. Расположение дворца и пруда было приноровлено к перечисленному рельефу местности, на постройку дворца шел камень с близлежащих гор. С дворца открывался прекрасный вид на окрестности. К востоку от дворца была насыпана искусственная гора, а к западу — построена башня. Это первый памятник дворцово-паркового строительства Силла, о котором у нас есть хоть какие-то сведения.