В XV—XVI вв. китайская архитектура испытывает определенный подъем. Создается типичная планировка города, двор- Ца' Заканчивается постройка Великой Китайской стены, укрепляется Пекин и строится императорский дворец в «Запретном горо-Здания дворца стоят на каменных тер рас ах-платформ ах и по-стРоены из дерева, стены же сложены из кирпича. Ансамбль очень красочен. Около 1420 г. воздвигнут известный «Храм Неба».Южный стиль стал претерпевать упадок в Корее с XVI в., когда выяснились его конструктивные дефекты. Брусья, положенные на капители колонн, выдавались только вперед, оставляя пространство по бокам незаполненным. Относительная простота южного стиля уже не удовлетворяла строителей роскошных дворцов и храмов. В южном стиле с XVI в. появляется тенденция к детализации, витиеватости, коснувшаяся прежде всего форм кронштейнов. У кронштейнов возобладали сложные изогнутые линии, оба конца коротких брусьев стали украшать резными изображениями цветов и трав, так что весь облик стал броским и кричащим. Этот поздний южный стиль получил наименование «иккон» по одной из декоративных частей кронштейна или «хвабан» — по декоративной детали, которая заполнила пустое пространство между верхними частями колонн раннего южного стиля. Хвабан, который обычно состоял из цветочных или растительных орнаментов, возник как декоративный прием и как средство заполнить пустое пространство между кронштейнами. В середине эпохи Ли, в XVI в., северный стиль окончательно вытеснил южный. Этому способствовало и то обстоятельство, что постройки династии Мин, свергнувшей в Китае монгольскую династию, тоже выполнялись в северном стиле. В XV—-XVII вв. городское и крепостное строительство в Корее сделало большие успехи. Перенос столицы в Хансон (Сеул) в 1394 г. подтолкнул этот процесс. Особое внимание при постройке городов-крепостей свободной планировки уделялось воротам. Они строились внушительными, прочными, состояли из высокого каменного куба с проходом, на котором возвышался деревянный павильон. В архитектурном отношении выделяются южные ворота Сеула Намдэмун (1448), Пхеньяна Тэдонмун (1635) и Потхонмун (1473), а также Кванхвамун в Сеуле. Большие южные ворота в городской стене Сеула (Намдэмун) построены в 1448 г. в стиле позднего Коре и раннего Ли. Сами ворота арочного типа, прорезаны в массивном гранитном кубе, на котором возвышается деревянный павильон под двухъярусной черепичной крышей. Кронштейны — трехъярусной формы, карниз — из двух рядов свисающих плах, крыша покрыта черепицей, конек с двух концов украшен головами орлов, на нижних углах конька — резные изображения. К павильону с двух сторон ведут отлогие каменные лестницы. Восточные ворота Тэдонмун в Пхеньяне, реставрированные в 1635 г., — это массивный куб, облицованный гранитными плитами, в котором прорезан арочный проезд. Над ним высится двухъ^ ярусный деревянный павильон, перекрытый скатной изогнутой крышей. Крыша покоится на крестообразных в плане кронштейнах. Сбоку на второй этаж ведут две крутые лестницы. Кровля слегка выступает за стены и как бы висит в воздухе. Крепостные ворота Тэдонмун в Пхеньяне с их массивными столбами, тяжелой крышей очень величественны. Удачная конструкция, смелое использование материала, естественная декоративная манера усиливают их художественный эффект. Ворота Тэдонмун отличаются изяществом, классической красотой и являются вершиной крепостного строительства династии Ли. К периоду династии Ли относятся беседки и павильоны на крепостных стенах или возвышениях, служившие наблюдательными или командными пунктами. На вершине горы Муранбон находится северный бастион Пхеньяна, сложенный из огромных каменных плит, с павильоном Ылмилдэ, откуда открывается великолепный вид. Больших успехов корейские зодчие достигли в гармоническом сочетании архитектурных сооружений с пейзажем. Павильоны Чесынде и Ылмилдэ усиливают величественную красоту горы Муранбон, павильоны Пубэнну и ворота Тэдонмун красиво дополняют пейзаж окрестностей. Павильоны на стенах крепостей и городов как бы смягчают суровость оборонительных сооружений, и вместе с тем они перекидывают мостик к гражданской и дворцовой архитектуре. Было популярным строительство павильонов у рек и озер, они украшали пейзаж. Классическим примером дворцового строительства являются дворцы Сеула эпохи Ли: Кёнбоккун (1394—1396), Чхандоккун (1609), Чхангёнгун (1470—1475). Типичным является дворец Кёнбоккун, возведенный Чхон Сонбэком и Син Докпу. Он сгорел в 1597 г. и реставрирован заново в 1855 г. Дворец состоит из тронного зала и ряда других зданий, отдельных залов, беседок, расположенных в строгом порядке. Ворота и павильоны отличаются пропорциональностью, торжественностью и декоративностью. Кычжончжон — первый королевский дворец в Сеуле после перенесения сюда столицы, Это самое крупное здание Кореи, его площадь 770 кв. м. Путь к нему ведет через трое ворот, первые из которых — Кванхамун -с двухъярусным павильоном. Тронный зал окружен террасой с несколькими сотнями колонн. Каменная лестница к павильону украшена каменными же изваяниями львов. К западу от него находится зал для пиршеств (Кёнхверу). Двухэтажное здание стоит на 48 квадратных колоннах, посреди лотосового пруда. Толстые высокие белые колонны и сам каркас дворца, отражаясь в пруду, производят сильное впечатление. Чхангёнгун — крупный ансамбль, включающий большое количество павильонов, беседок, ворот, пагод, располагающихся в парке. Павильоны дворца Чхангёнгун — небольшие здания с островерхими черепичными крышами со слегка изогнутым коньком. Крыши, расположенные друг над другом, с углами, завернутыми вверх, доминируют над ажурными стенками-перегородками. Павильоны объединяются благодаря своему характерному силуэту. Они построены на высоких каменных основаниях, стоящих на открытых террасах. Деревянные и каменные порота многоцветны и покрыты орнаментом. Кронштейны свидетельствуют о высоком мастерстве резьбы по дереву. В оформлении интерьеров основное внимание удельно рельефной обработке поверхностей, резьбе потолка, лестничных перил, решеток, росписям. В саду устроено много прудов, ручейков, построено немало каменных мостов и фонарей. Архитектура периода Ли в основном представлена дворцами, которые, как правило, спланированы сходным образом: главный павильон — «Чжунчжон» — в центре, по сторонам — комплекс больших и малых зданий. Величественный вид придает одноэтажным дворцам характерная силуэтность, умелое использование гористого рельефа, садов и зеленых насаждений, богатство орнаментики, полихромность декоративного убранства. Грандиозные дворцовые ансамбли династии Ли, благодаря симметрии в расположении различных по стилю крыш, отличаются необыкновенной красотой. Строительство буддийских храмов в это время уже приходит в упадок. Выдающимся храмовым строением является павильон Мирыкчжон монастыря Кымсанса — единственный в Корее двухэтажный буддийский храм, он построен в 1626 г., на нем отразился общий подъем архитектуры Кореи в XVII в. Это небольшое, но стройное здание, с пятью пролетами по фасаду, тремя пролетами по бокам, с сильно выступающим трехъярусным черепичным карнизом крыши. Внешне оно почти неотличимо от дворцов и разукрашено не менее щедро. К монументальным строениям корейского зодчества относятся пагоды. Из деревянных пагод сохранилась пагода Пёлсанчжон храма Пё'нчжуса в Тоннэ (1624). Это старейшая сохранившаяся деревянная пагода Кореи. Она четырехстенная, пятиярусная, несколько приземистая и напоминает скорее многоэтажный павильон, чем тонкие, как стрелы, каменные пагоды. Квадратные крыши исполнены с большим мастерством. Десятиярусная мраморная пагода храма Вонгакса построена в 1467 г. Она стоит на звездном постаменте. Вся она как бы распадается на две части: нижняя трехъярусная, очень сложной в плане конфигурации, и верхняя, семиэтажная, квадратная в плане. Последние семь ярусов значительно мельче. Вся поверхность пагоды сплошь покрыта затейливым рельефным и резным орнаментом. Она поражает архитектурной смелостью и художественным вкусом. С усилением конфуцианской идеологии связано появление конфуцианских библиотек, школ, храмов (большинство их не сохранилось). Культу предков посвящались простые здания, в которых хранились таблицы с. именами предков. Архитектура таких сооружений очень проста, так как конфуцианство не одобряло роскоши. Существовало три разряда этих строений: 1) королевские — самые грандиозные, 2) в честь Конфуция, 3) богатых родов — самые скромные.