Культура Кореи

Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поздний период Ли

ЧхандоккунНесмотря на то что стиль деревянной архитектуры в обеих странах имел общие корни, его облик в минском Китае и к Корее эпохи Ли весьма различен. Наиболее специфической чертой северного стиля в Корее XVII—XVIII вв. является перегруженность орнаментальными деталями, особенно сильно коснувшаяся кронштейнов. Они вначале вовсе не имели украшений, а представляли собой прочную структурную деталь всей деревянной конструкции здания. Но теперь обе стороны бруса стали украшать резьбой, изображающей орнамент, цветы лотоса, головы феник-соь. Украшения покрывали как наружную, так и внутреннюю стороны консолей. Прежде украшение делалось лишь на верхних частях кронштейнов над колоннами. Позднее структурное значение кронштейнов сохранилось, но одновременно с этим декораторы стали использовать их и как простую деталь для размещения декоративных узоров. Наконец, кронштейны стали раскрашивать, что делало здания пышными и роскошными до безвкусия. Силуэты зданий становятся еще более живописными. Кровли часто делаются многоярусными, вследстие чего усложняются несущие конструкции. Отделка архитектурных деталей достигает большого мастерства. Интерьеры делаются более нарядными, чаще встречается роспись конструктивных узлов и отдельных элементов. Возрастает роль орнаментально декоративного оформления зданий, дворцов, храмов. В период династии Ли мотивами орнамента были четыре «благородных» цветка и растения: слива, орхидея, хризантема, бамбук, а кроме того — дракон, феникс, туя, лотос, жемчужины, рыбья чешуя. Применялся геометрический орнамент, в котором гармонично сочетались круг, четырехугольник, треугольник, многоугольник, прямые и зигзагообразные линии. Архитектура второй половины династии Ли страдает эклектичностью. Большого мастерства достигли зодчие эпохи Ли при строительстве павильонов Пэксанчжу в Анчжу (1754), во дворце Чхандоккун. Одной из лучших построек конца царствования династии Ли, отличающейся монументальностью и художественной цельностью, был дворец Донменгван в Сончане (1770). Художественной композицией, легкостью форм и своеобразием скульптурных орнаментов отличаются дворцы Кёнбокгун и Токсугун в Сеуле, Лигчун в Пхеньяне, а также дворцы Чхандоккун, Чхангёнгун, храмы Саккванса, Хэинса, Чжананса, Похёнса, павильон Какван-чжон храма Хваемса в Куре (1703). Облик города Сувона, построенного в 1794—1796 гг., наиболее типичен для городской архитектуры эпохи Ли. В технике строительства очень мало китайского. Этому городу Тэн Ун Сан посвятил свой «Рассказ о городе», в котором восемь разделов: «дроби» (в смысле — пропорции), материал, рвы, стены, фундаменты, камнетесные работы, подъезды и дороги, план города, инструменты и механизмы (ворот, подъемный кран). Город Сувон построен с использованием строительных приемов запада. Крепость Сувона представляла в свое время последнее слово строительной техники. Особенно замечательны стены города. Недалеко от шлюзовых ворот крепости высится наблюдательная вышка Банхвасурючжон. Несмотря на свое сугубо практическое назначение, она оформлена с большим вкусом, прекрасно вписана в пейзаж, с нее открывается великолепный вид на окрестности. Великолепен павильон Инджонджон, перестроенный в середине XVII в. во дворце Чхандокгун. На шести колоннах-многогранниках покоится деревянная постройка. В зал павильона ведет лестница. Павильон окружен верандой с резными перилами. Окна и балки также покрыты геометрическими узорами. Павильон венчает крыша с выступающими карнизами и навершием — лотосом. Эстетическое восприятие павильона усиливается световыми контрастами: внизу белые колонны, наверху тяжелая крыша, отбрасывающая тень, посредине массивные стропила, черепица, освещаемые ярким солнцем. На заднем плане серая стена с красными воротами, кругом зеленеющие деревья. Великолепен Запретный сад (XIX в.). Целый ряд дворцовых построек Кёнбоккуна сооружен в середине XVIII в. или даже в середине XIX в. Первоначально ансамбль был построен в 1394 г., но в 1593 г. он сгорел и с начала XVII в. стал восстанавливаться. В нынешнем виде он имеет следующую планировку. К дворцу ведет улица, по обеим сторонам которой расположены здания шести корейских министерств, окрашенных каждое в свой цвет. Минуя двух стилизованных львов, подходим к прямоугольнику стены (350 х 500 м). Через главные ворота попадаем в парк. Вторая стена ограждает собственно дворцы. Пройдя двое ворот и мост, входим в тронный зал. За ним располагается зал аудиенций, жилые постройки. Все здания отделены друг от друга стенами. В углу находится лотосовый пруд, а на нем рекреационный зал. Двор окружен кольцом красных колонн. На высокой двойной террасе высится тронный зал (Кынджонджон), созданный по образцу Тайхуадяня — императорского дворца в Пекине. Но легкостью линий и выразительностью форм корейский дворец превосходит свой прототип. Грузная крыша выглядит неправдоподобно легкой, сама она прекрасно сочетается с каркасом здания. Игра красок и светотени создает полное впечатление стиля барокко. Тронный зал поражает зрителей великолепием интерьера. 16 деревянных колонн метровой толщины поддерживают галерею и систему стропил. Свет, проникающий через бесчисленные окна, закрытые бумагой, наполняет зал. Решетчатый потолок, стропила, капители — сплошь резные, вдобавок они раскрашены, позолочены, отлакированы. Свободные поверхности расписаны изображениями драконов, змей, облаков. Преобладает зеленый цвет. Оформление наружных частей и интерьера рассчитано на то, чтобы поразить воображение зрителя и внушить ему убеждение о неземном могуществе его владельца. Достигается это высокохудожественными средствами. В 1896—1898 гг. в Сеуле построен «Храм неба» в подражание китайскому. Это восьмигранное трехэтажное здание с тяжелыми выступающими крышами. Нижние две крыши ближе друг к другу, чем верхняя. Эта некоторая дисгармония искупается прекрасной балюстрадой и красными воротами перед храмом. Павильон Тэюнджон храма Похёнса в Йенчжу построен в 1765 г. Он обладает всеми особенностями этого рода строений середины династии Ли: величиной, прекрасным сочетанием с пейзажем, великолепной техникой деревянного строительства. Решетчатые двери, окна, ставни, притолоки, фигуры выполнены с необыкновенной тщательностью. Гладкими остаются лишь наружные колонны, если не считать окраски. Все остальное покрыто резьбой. Девятиярусная каменная пагода храма Ючжомса первоначально построена в 1189 г. и несколько раз подвергалась переделкам. В результате последней переделки в 1797 г. она получила нынешний вид. Пагода стоит на квадратном двухслойном основании. Ее нынешние 9 этажей — почти совершенно гладкие кубы, разделенные некрутыми карнизами. Пагода украшена лишь строгими резными по краям цоколей и этажей линиями. В целом буддийская архитектура в результате отсутствия финансовой поддержки со стороны государства хиреет: храмы строятся и восстанавливаются все реже, размеры строящихся сооружений уже мельче, строгие правила возведения буддийских зданий не соблюдаются. Падает и художественная ценность этого рода сооружений: они становятся тяжеловесными, кронштейны теряют свою структурную роль и тонут в резьбе. Смешение красного и зеленого цветов зачастую неприятно режет глаза, деревянная резьба становится формалистичной и т. д. Общими отличительными чертами всех корейских построек этого времени можно считать красиво изогнутые линии и оригинальные очертания коньков и карнизов. Они обязательно гармонируют с обшей конструкцией здания, создавая ощущение равновесия и стабильности во всем облике здания. Заканчивая последний архитектурный раздел книги, целесообразно остановиться на некоторых технических и конструктивных особенностях корейских построек в целом. Как правило, все здания, даже дворцы и храмы, с глубокой древности строились из дерева. Некоторые нежилые сооружения -замки, мавзолеи, пагоды, ворота — делались из камня (чаще всего из гранита или из кирпича). Это объясняется легкостью обработки дерева и большими его художественными возможностями: дерево можно покрывать резьбой, красить, лакировать. Структурная особенность корейских архитектурных сооружений заключается в способе создания каркаса здания или «сруба». Каркас состоит из горизонтальных балок, лежащих на деревянных столбах или колоннах. Так как климат в Корее довольно холодный, то пространство между столбами закрывалось решетками из переплетенных прутьев, дранок или реек и густо промазывалось глиной или известкой. Иногда сооружалась каменная или черепичная стена. Жилые дома строились Т-, П-, Ь-образной формы, квадратные или прямоугольные, форма дворцов и храмов была значительно сложнее и следовала канонам китайской архитектуры. Дворцовые постройки, павильоны, буддийские сооружения строились обычно в пять пролетов, но некоторые достигали семи пролетов, а иногда лишь трех. Рядовые павильоны, беседки вообще строились с двумя пролетами. Все сооружения этого типа — одноэтажные, реже — двух-трех-этажные. Крыши делались одного из четырех типов и покрывались черепицей. Столбы имели энтазис и кверху утончались. Капители весьма варьировались по форме. Карнизы непременно двойные, висячие. Интерьер дворцов заполнялся перегородками. Потолок чаще всего сетчатый. Кроме того, дворцы и храмы — это всегда ансамбль, скопление зданий в парке, окруженное стеной, и расположение этих зданий и сооружений в ограде тоже имело свои законы. Колонны всегда стоят на каменных базах, круглых или четырехугольных. Сами стволы колонн, как правило, деревянные, реже — каменные. Ранние образчики отчетливо передают форму бамбуковых столбов (VII—VIII вв.). Затем появляются многогранные столбы; но вскоре, в XIII в., возобладала круглая форма с утолщением посредине (энтазисом), в художественной форме передающим ощущение нагрузки. Однако энтазис применялся далеко не всегда, и до XIX в. мы видим гладкие круглые стволы колонн равномерной толщины. Известны 4-, 6-, 8-угольные конусовидные колонны. Колонны могли быть без капители, с очень простой или с очень роскошной капителью. Простота оформления капители вполне восполнялась раскраской. Между потолком и крышей, или между стропилами и столбами, или между колоннами находятся кронштейны, составляющие сложную структурную и орнаментальную часть здания. Они несут всю тяжесть черепичной крыши. Конструктивно кронштейны обеспечивают правильное и равномерное распределение огромной тяжести крыши на колонны. Это приспособление является сочетанием изогнутого бруса и планки. Несколько таких прокладок под стропилами образовывали род развилки, равномерно воспринимающей тяжесть крыши. Капители художественно заполняли пустое пространство между колоннами и стропилами. Соотношение этих двух сторон кронштейнов определяло многие стороны развития корейской архитектуры. В художественном отношении кронштейны все время усложнялись. Простые прямые кронштейны эпохи Силла (острие, рог) при династии Коре сделались изогнутыми (тройной рог), а во времена династии Ли оформились в виде хобота слона, клюва, головы птицы, тигра, лотоса. В этом отношении корейские кронштейны отличаются от китайских и японских, которые мало менялись в веках, и сами корейские кронштейны неизмеримо роскошнее и тщательнее обработаны, чем в Китае и Японии. В дальневосточной архитектуре они и определяют стиль здания. Крыши специфической формы с тонким изогнутым коньком, прогнутыми карнизами и приподнятыми углами насчитывали четыре типа: 1) простая двускатная крыша, 2) дополнительная крыша, помещенная сразу под обоими скатами, 3) четырехскатная крыша (два ската квадратные, а два — треугольные, без конька), 4) четыре треугольных ската крыши. Третий тип можно видеть на крупных сооружениях, первый — на маленьких. Наиболее типичен для Кореи второй тип. Самой характерной особенностью корейских крыш можно считать загнутость углов крыши кверху. Оба нижних края крыши также загнуты кверху. Внутри помещения пол настлан довольно высоко, что вызвано обычаем сидеть на полу. В некоторых домах полы деревянные, но чаще используется ондоль. Это устройство, сложенное из камней, скрепленных глиной, и покрытое сверху промасленной бумагой. Внутри есть серия каналов, по которым пропускается горячий воздух, идущий из очага. Полы дворцов и храмов устилались черепицей или каменными плитами по китайскому образцу. С начала династии Ли и в этих строениях стали делать деревянные полы \ с середины эпохи они были уже во всех храмах. Другой характерной чертой корейской архитектуры можно считать деление здания на части. В Древнем Китае в здании, собственно, было одно помещение, но большинство корейских домов делится на несколько комнат или даже несколько строений и флигелей. Это членение вызвано необходимостью отделить комнаты с ондолем от комнат с деревянным полом. Деревянные части дворцов, храмов и присутственных мест покрывались резьбой и красились в разные цвета и разными узорами, изнутри и снаружи. Хотя орнамент и сюжет этих росписей вначале были китайскими, но вскоре они приобрели национальные черты и стали одной из специфических черт корейской архитектуры.