Когурёская архитектура, как и вся архитектура периода трех государств, обладала специфичными чертами, которые внешне весьма мало связаны с традициями предшествующей эпохи и появились как бы внезапно. В действительности многие архитектурные приемы выросли на месте и восходят к первобытным постройкам, не дошедшим до нас. Но в IV—VI вв. в страну вместе с буддизмом проникает буддийская архитектура, наложившая свой отпечаток на когурёское зодчество. В V—IV вв. в Когурё развивается строительство буддийских храмов. Но от этого времени сохранилось лишь несколько каменных пагод и ни одного деревянного строения. Впрочем, о них мы можем судить по когурёским фрескам, на которых по четырем углам погребальных камер нарисованы большие деревянные колонны. Стропила, балки и другие структурные детали также изображены между потолком и нарисованными колоннами. Очевидно, строители камер стремились оформить их как дворцовые сооружения. В некоторых камерах настоящие строительные детали заменены нарисованными. Изображения крепостей, жилищ, дворцов, сараев, интерьеров также встречаются на фресках. Они свидетельствуют о разработанной технике построек. В Когурё складываются основные строительные приемы и конструктивные особенности построек, которые потом на протяжении веков будут определять корейский архитектурный стиль. Поэтому целесообразно в этом первом разделе по архитектуре Кореи остановиться подробнее на архитектурной технике. В период Трех государств сложились следующие технические и архитектурные особенности корейского государства: система многих стропил, кронштейнов, сочетание изогнутых линий конька и многоярусного свисающего карниза крыши, колонны и энтазис (утолщение ствола колонны), применение кирпича и черепи-цы, баз для колонн, каменного фундамента. Потребность в стропилах возникла ввиду необходимости поддерживать громоздкую черепичную крышу, которая одна только и могла во влажном климате защищать от дождя интерьеры дворцов и храмов. Чтобы обеспечивать сток дождевой влаги, скаты крыщи делались довольно крутыми (до 45°), что требовало особой системы вертикальных стропил и перемычек. Корейская архитектура знает много типов стропил: простые одиноко стоящие столбы пять-шесть стропил и т. д. Однако одни стропила не могли обеспечить равномерное распределение тяжести крыши на несущие опоры. Эту задачу выполняли кронштейны — наиболее характерная конструктивная часть дальневосточной архитектуры. Они появились в Корее очень рано: в когурёских погребальных камерах III—IV вв. они уже воспроизведены на фресках. На фресках же видны выступающие края крыши, защищающие деревянные стены здания от дождя. Уже тогда крыша имела изогнутые очертания. Колонны генетически восходят к столбам землянки. Но поскольку они стали нести неизмеримо большую тяжесть, то увеличилось их число, кроме того, они получили в середине утолщение для прочности. Утолщение имело и эстетическое значение — оно должно было нарушить однообразную поверхность колонн. В Корее энтазис заметен уже на колоннах IV—V вв., а изгиб крыши еще более древнего, ханьского происхождения. Если столбы землянок просто вкапывались в землю, то колонны ставились на специальные каменные базы, служившие для них основанием. Этой же цели — более равномерному распределению тяжести дома — служили фундаменты. Деревянных строений IV—VII вв. в Когуре не сохранилось. Об их монументальности можно судить по размерам каменных фундаментов. Храм Кымтансан в Когуре, построенный, по преданию, в 49 г. н. э., обладал пагодой площадью 80 кв. м. Со II в. до н. э. по IV в. н. э. строились грандиозные пирамиды и гробницы. Пирамиды в Тунгоу по площади основания лишь вдвое меньше некоторых египетских (225 кв. м).